Кот в шахте
Как-то горняки начали замечать, что в шахте развелось много крыс. То у Толика тормозок сожрали, осталась только обертка с шахтерского еженедельника, то у Гришки сало с бутерброда стащили, пока он отвернулся во время перерыва. Решили шахтеры принести в шахту кота Ваську, который жил у шахтной столовой – пускай этот жирный котяра делом займется, крыс погоняет и выловит.
Сказано – сделано. На следующий день перепуганный Васька вцепившись в робу Иваныча после скоростного спуска в клети благополучно приземлился на 300-м горизонте. Горняки притащили мяукающую живность ко входу в лаву, и выпустили. Васька тут же куда-то удрал. Шахтеры на какое-то время забыли о питомце. Но уже через пару суток он напомнил о себе душераздирающими воплями – у животного явно сорвало крышу от пребывания в непривычных подземных условиях. Горняки пытались поймать ополоумевшего Ваську, но тот постоянно удирал. Со временем одичавшее животное ни с того, ни с сего начало нападать на коногонки горняков, которые устанавливали секции в лаве. Одному из слесарей чуть не выцарапало глаз, второму разодрало щеку.
Поскольку предстояла сдача новой лавы госкомиссии, начальник участка дал срочное задание – поймать кота и вывезти из шахты, иначе никому не сдобровать. Все дружно начали ловить Ваську, но тщетно. Тогда придумали ловушку – в большую коробку с приоткрытой тяжелой крышкой, державшейся на тоненькой тросточке, накидали колбасы, поставили молоко. И уже в следующую смену кот был пойман. Гроз Иваныч вместе с коробкой вывез на свет божий шахтного пленника, который с перепугу бросился бежать, куда глаза глядят.
Приемка лавы прошла успешно. А кота недели две нигде не было видно. Только со временем он снова вернулся на старое прикормленное место, у шахтной столовой.
Забросали капустой стволового
Работал на шахте стволовой по фамилии Козлов. Из-за фамилии его окрестили «козлом». Однажды, когда он не вовремя открыл дверь, чтобы впустить шахтеров для посадки в клеть, толпа горняков начала кричать «Бе-бе-бе…», вызывая его на рабочее место. Прибежав за полминуты на место, он не на шутку обиделся. Молча открыл дверь и впустил всех в клеть. Дал сигнал на подъем, и как только клеть чуть поднялась – так чтоб никто выйти не смог, дал «Стоп». Из шланга противопожарного крана облил всех водой и отправил клеть на-гора.
Разъяренные шахтеры решили ему отомстить в следующую смену. Каждый принес из дома по кочану капусты. Выйдя из клети, крича «Бе-бе-бе…», горняки забросали стволового капустой. А затем, довольные своей выходкой, разошлись по своим рабочим местам.
Крыска-Лариска – спасительница
На одном из добычных участков была традиция – «тормозить» перед работой в забое. Ели кто, что взял, причем, всегда в одном и том же месте. Вроде обычное дело, но тут повадилась к горнякам крыса. Не боится, не убегает, просто смотрит и ждет, пока ей дадут что-нибудь поесть. Так и прижилась, а шахтеры назвали ее Лариской.
Как-то раз пропала Лариска, 7 смен подряд не показывалась. Но каково было удивление горняков, когда она вернулась с целым выводком маленьких крысят. Теперь и они каждый раз ждали своего кусочка.
Однажды, звено, как обычно, спустилось в шахту, сидели «тормозили». Сразу положили на газете корм и Лариске. Она прибежала, но к еде почему-то не притронулась. Бегала между ног, за сапоги кусала, не давала идти в забой… Все смеялись, мол, Лариска поиграться надумала, а слесарь участка, пожилой рабочий Иваныч, говорит: «Плохо дело, ребята, крыса беду чует, нельзя в забой».
Горный мастер начал выражать недовольство, грозить снятием премий, и возмущаться – мол, это просто всего лишь крыса, а работать надо. Но Иван Иванович все же настоял на своем. В итоге в забой пошли только горный мастер и комбайнер. Через несколько минут в соседней лаве все превратилось в ад кромешный. Выброс метана, взрыв, пожар…
Почти все горняки звена, хоть и пострадавшие, но остались живы. А те двое погибли! Вот так Лариска спасла жизнь шахтерам.
Как Миша с собакой горного мастера разговаривал
Было это в конце 80-х начале 90-х. На шахте им. Сташкова работал грозом Миша Шатун – мужик добросовестный по отношению к работе, пунктуальный, с большим опытом и стажем. На работе он был молчун-молчуном – выкладывался на все сто, трудился мокрый до нитки.
Но была у него маленькая «слабость» – уходя на выходной, Миша брал «литрушку» и отмечал окончание трудовых будней. Пил он почему-то в «гордом одиночестве». Хотя друзей у него было множество. Ну а потом Мише хотелось общения – надо же было как-то скрасить свое одиночество. В те годы еще мобилок в обиходе не было, были стационарные телефоны. И вот Миша берет трубку и начинает всех обзванивать – его на работе не было, а ему после того, как спиртное ударит в голову, становится очень интересно, как там без него идет рабочий процесс: сколько комбайн проехал, сколько лава дала угля за сутки, как сработало одно звено, другое. Кто молодцы, а кто задних пасет – кто вовремя стойку, или раму не поставил и т.д. Поначалу он звонил заместителю начальника участка, а тот парень молодой, сначала вводил Мишу в курс дела. Но после неоднократных звонков ему это надоело, и он посылал Мишу открытым текстом далеко и далеко. Следующим объектом Мишиного общения стал бригадир – парень опытный, в возрасте. Он отвечал ему так: «Миша, пожалуйста, давай отдыхай. Придешь на работу, все узнаешь».
Еще одним объектом общения Михаила стал горный мастер – парень интеллигентный, но с весьма специфическим чувством черного юмора. Он не мог послать Мишу открытым текстом. Но когда Мишины звонки его уже изрядно достали, он решил с ним сыграть злую шутку.
Вот звонит Миша:
– Добрый день!
– Добрый! А Сергея Иваныча дома нету.
– Как нету?.. А кто это? – удивляется Михаил.
– А это его собака.
– Да? Ну тогда передайте Сергею Иванычу, что Миша Шатун ему звонил.
– Хорошо, как только хозяин придет, я ему доложу.
Утром пока автобусы доехали до шахты, от этой новости все буквально «легли». В нарядной тоже стоял шум, гам и громкий смех. Миша зашел и сел в углу, а бригадир от смеха заливается, горный мастер пишет путевку «одним глазом» еле сдерживая смех, а старый седой начальник никак не поймет, что за веселье на первом наряде. В этот день всех аж «разрывало» от смеха. Миша еле доработал до конца смены – начиная от бани, в карете, под лавой, в лаве, его все доставали: «А ну-ка расскажи Миша, как ты с собакой горного мастера общался?..»
Но на этом история не закончилась. Миша все же, как ни как доработал свои три трудовые смены, и в выходной снова взял «памфурик», выпил, и не стал звонить никому другому, сразу набрал горного мастера: «Сергей Иванович, это звонит Миша Шатун. Ну зачем же ты всей шахте рассказал, как я с твоей собакой по телефону разговаривал?»
Горный мастер обращается к собаке: «Дресси, Шатун звонил?» Она в ответ «Гав!»
«Пусть твоя собака идет на …!» – крикнул Миша и кинул трубку.
Утром снова был аншлаг – Мишу долго доставали, чтобы он снова и снова рассказывал, как общался с собакой. И позже, когда собирались на «банку», история с Мишей всегда была хитом.
Козел в шахте
Проходили как-то горняки бремсберг. С квершлага по восстанию. На наряде их предупредили – работать надо осторожно, ведь до поверхности осталось несколько метров. Пришли, включились, проехали 3-4 метра, и вдруг кровля садится и заваливает комбайн углем, глиной и… картошкой. Ботва вместе с клубнями. Дыра прямо на-гора!
Смотрят они на небо голубое, радуются и вдруг «бац!» – в дыру козел падает. Все потому, что выбились шахтеры в частный огород, а козел там бродил. Обрадовались, конечно, выбрались на-гора, курят, а козел в забое остался. Пометался он в забое и побежал вниз к квершлагу. А там смена новая приехала, выходят «проходимцы» из-за перемычек и вдруг видят горящие в темноте глаза, огромные рога, бороду и копыта!
– Черт! – заорал звеньевой и чуть не наложил в штаны, пятясь назад. Козел к ним, они от него. Так и гнал он их до самой клети…
Вкус колбасы – в респираторе
Звено пришло под лаву, перекусили, подремали чуток и погнали нишу «пороть». Часик рубают, второй. Тут один говорит – блин, колбаса офигенная была, ну прям аж до сих пор запах чувствую! Чуть позже вылез он передохнуть на сквознячок да заодно фильтр на респираторе выбить решил… Открыл, а оттуда вместе с фильтром вывалилась кожура колбасы из тормозков, наверное, с десяти! Вот так товарищи пошутили….
Как шахтер грабителя поймал
Возвращается шахтер с получкой домой вечером. У подъезда в темноте встречает его грабитель с обрезом, отбирает деньги.
– Слушай, – говорит шахтер вору, – стрельни мне в рукав, чтобы кореша и жена поверили, что меня ограбили, а не сам пропил получку.
Тот стрельнул.
– Теперь еще сюда, – показывает, снимая куртку.
– Не могу, – говорит грабитель, – у меня только один патрон был.
– О, так иди сюда! – кричит шахтер, накидывая ему на голову куртку, и скручивая в бублик!
Как найти «ведро напруги»
Новичку в шахте необходимо опасаться своеобразного чувства юмора, присущего любому мужскому коллективу. Практиканты горных лицеев и колледжей, впервые устроившиеся на работу, имеют все шансы пройти проверку на сообразительность и стать объектом для приколов. Наиболее тривиальный вариант – «ведро напруги». Суть развода проста – молодому рабочему вручают ведро и посылают в электроцех (или мехцех, к слесарю) за «напругой» – напряжением. Наивный ученик приходит по адресу, там его либо сразу посылают, либо, если люди с чувством юмора, насыпают полное ведро железного хлама.
В этом приколе наличествует некоторый смысл: если толком не учился в свое время, то запросто попадешься на розыгрыш. Ну, а если вдумчиво «курил» учебник по электротехнике, то должен знать, что напряжение не носят ведрами. В этом случае рекомендуется ответить розыгрышем на розыгрыш, а именно: проспать всю смену где-нибудь в забое, а затем принести коллегам пустое ведро без дна. На претензии типа «где был?», отвечать, что искал напругу, а на вопрос, почему не принес — что пока нес, дно прогорело. После этого желание подкалывать новичка, скорей всего, пропадет.
Кроме ведра напруги юных шахтеров зачастую посылают и по таким направлениям:
– Сходить в подземный буфет за квасом и пирожками. Ну а что, ведь есть же подземный медпункт, почему бы не быть и подземному буфету.
– Сходить в соседний забой за «горным компасом». Соседи, поддерживая розыгрыш, могут вручить в качестве «компаса» какую-нибудь тяжелую хрень.
– Гнать ток по броне – при отключении напруги колотить палкой по кабелю, чтобы согнать электричество к забою.
– Позвонить диспетчеру и сообщить какую-нибудь заведомую чушь. Например, что правых ножек нет, есть только левые — крепить нечем.
– Принести ключ от лавы или ключ зажигания от комбайна.
– Под предлогом того, что машинист забыл дома права, отправить молодого по пути следования электровоза – проверить, не стоят ли там ГАИшники.
«Посвящение» в горняки
Устроился Алексей после «горки» работать на шахту. Коллеги по ремеслу устроили ему необычное испытание.
Смена спустилась в шахту, закипела работа. Потрудившись часа три, проходчики подустали и решили перекусить. Послали Алексея сходить в другой конец штрека за затяжкой. Парень быстро справился с задачей. А сотоварищи по звену уже вытянули тормозки, едят, новостями делятся, и Леху к себе зовут. И тут вдруг он замечает, что рядом с горняками, под недавно вывалившимся огромным куском породы торчат чьи-то ноги, вернее, сапоги. Заглянул с другой стороны – а там только каска едва выглядывает из-под камня.
«Братва, тут кого-то придавило, надо спасать, срочно!» – закричал Алексей.
«Наверно придавило,- согласились горняки, – Вот доедим, тогда и спасать начнем».
Алексей в недоумении бросился к глыбе, со всех сил пытаясь сдвинуть ее с места, но тщетно – камень был слишком тяжелым. Оббежав его с другой стороны начал пытаться приподнять каменюку оттуда, и случайно зацепил сапог – тот отлетел в сторону, обнажив пустоту вместо ноги пострадавшего. Леха потянул за второй сапог – тоже пусто. На весь штрек раздался дружный хохот, и тут Алексей понял, что его «разыграли» как мальчишку.
Светлана КОВАЛЕНКО