Воскресенье , 13 Июнь 2021
Главная / Новости / Промышленность / Один день из жизни студента-дуальщика
Один день из жизни студента-дуальщика

Один день из жизни студента-дуальщика

Как Валентин Пономаренко постигает токарное дело на Днепровском

Наш герой стал первым студентом на дуальном обучении в ДТЭК ШУ Днепровское. Уже несколько месяцев он постигает азы своей будущей профессии не на студенческой скамье, а на производстве. «Вестник» посмотрел, как проходит один из его обычных рабоче-учебных дней.

Первый наряд не прогуляешь

Прогулять первую пару – такого удовольствия позволить себе студент-дуальщик не может. Хочешь-не хочешь, а нужно подняться рано, чтобы успеть собраться, позавтракать и в нужное время быть на остановке, успеть на шахтерский автобус, который отвезет на первый наряд, на половину седьмого утра.

Вот уже почти месяц – с начала января – он трудится полную смену, пять дней в неделю, как ученик токаря. Несколько месяцев до этого проходил обучение у наставника три раза в неделю.

«Конечно, я совру, если скажу, что с утра, порой, не хочется поспать. Особенно зимой, когда на улице еще темно и холодно. Но, вообще, к ранним подъемам уже привык, втянулся, можно сказать», – говорит Валентин Пономаренко.

4 октября он пришел на дуальное обучение в шахтоуправление Днепровское от Днепровского центра профессионально-технического обучения. Туда парень после 11-го класса поступил учиться на токаря. Когда дошло дело до практики, выяснилось, что учебное заведение применяет дуальное обучение – направляет своих студентов на производство, где они получают практические навыки, а теорию усваивают дистанционно.

«Сам я из села Малониколаевка, на Петропавловщине, и мне было не с руки постоянно ездить в областной центр. Да и сомневался, будет ли работать транспорт во время карантина. А шахты рядом. Вообще мне повезло, что в ДТЭК Энерго развивают и поддерживают талантливую молодежь. Заботясь о будущем Украины, они внедрили дуальную форму подготовки будущих сотрудников. Вот я и решил пойти на Днепровское», – объясняет студент.

В перспективном токаре заинтересовано и шахтоуправление, поскольку таких специалистов единицы, а для производства они востребованы.

Один день из жизни студента-дуальщика

Под пристальным взглядом наставника

Итак, получив на первом наряде задание на день, Валентин, как и его коллеги с участка по ремонту забойного оборудования (РЗО), надевает спецодежду и отправляется на свое рабочее место. Прежде всего – его нужно подготовить: смазать станок, приготовить инструменты. Вот в цех зашел начальник участка. Еще раз проговорили наряд на сегодня. Теперь можно приступать к работе.

Ученику поручили нарезать резьбу на токарном станке. Это задание не считается вершиной мастерства, но уже серьезное, требует определенных навыков и знания основ токарного дела.

Под пристальным присмотром наставника Валентин берется за дело.

«Одно из первых проверочных заданий, которое я даю своим ученикам – обрезка шайбы. Это не сложно, но у кого-то получается, у других не очень. Валентин справился хорошо: штук 100 сделал, ни одного резца не сломал. Теперь перешли к более сложным заданиям», – говорит Виталий Лунев, наставник студента-дуальщика.

Именно он передает свой опыт ученику. Рассказывает о тонкостях токарного искусства, показывает, что и как нужно делать.

«Валентин добросовестный, трудолюбивый, внимательный: слушает меня, все запоминает. При этом проявляет инициативу – пробует что-то сделать по-своему, старается совершенствовать свое мастерство. Парень перспективный», – резюмирует опытный специалист.

Сам Виталий работает токарем на шахте еще с 1995 г. Токарное дело стал изучать в 1993 г. на Першотравенском РМЗ. Говорит, что с наставником ему не так повезло, как нынешним студентам: в смутные 90-е было не до обучения, приходилось во всем разбираться и развиваться самому.

Один день из жизни студента-дуальщика

Практика – главное для токаря

«Валентину уже показывал, как и на сверлильном, и на строгальном станках работать. Болты, ершики, сгоны, резьбы прошли. Он смотрел, как я все делаю, теперь пробует сам. Для нашей профессии дуальное обучение – то, что надо. Ведь практика – главное для токаря», – убежден Виталий Лунев.

Выполнив свое задание, студент показывает результат наставнику. Слушает замечания, запоминает, над чем еще нужно поработать и вновь становится к станку.

«Мой наставник – золотой человек. Он спокойный, все понятно объясняет», – говорит Валентин Пономаренко.

После недолгого перерыва на обед работники цеха, а вместе с ними и студент-дуальщик опять приступают к делу.

Один день из жизни студента-дуальщика

Еще одно задание для ученика – сделать навесы для дверей или ворот. Это уже не в новинку – с работой студент справляется быстро и качественно. Остается еще несколько часов свободного времени. Но уходить из-за станка Валентин не спешит: что-то крутит, прикладывает, пробует сделать новое или то, к чему пока есть вопросы. Одним словом – оттачивает мастерство.

На ШУ Днепровское он до апреля. Затем вернется в свое учебное заведение писать дипломную работу и готовиться к защите диплома. Говорит, что с практической частью должно быть полегче. Во время практики на шахте он сможет изготовить нужные детали и записать этот процесс на видео, которое затем покажет экзаменаторам.

Вот первая смена закончилась. Автобус развозит шахтеров домой – по родным городам и селам. В Малониколаевке Валентин примерно в 17:30. Переодевается, занимается делами по хозяйству. А вечером садится за учебники, точнее – за компьютер. Теоретическую часть – и по тому же токарному делу, и по основам экономики, и по другим предметам – студент-дуальщик изучает дистанционно. Учебные пособия получает в электронном виде.

«Теория, конечно, тоже нужна. Но увидеть вживую, как все происходит, самому испытать себя в деле – это отличная возможность подготовиться к реальной работе на производстве. Мне здесь нравится, чувствую себя комфортно. После учебы приду в шахтоуправление», – говорит Валентин Пономаренко.

Один день из жизни студента-дуальщика

Комментарий в тему

Комментарий в тему

«Дуальное обучение появилось относительно недавно. Оно предусматривает соотношение практики и теории – 70% к 30%. Студенты учатся непосредственно на предприятии, где есть возможность получить практические навыки по профессии. Особенно это актуально для рабочих специальностей, – рассказывает специалист по обучению ШУ Днепровское Лилия Аксенова. – Когда студенты приходят после учебы на производство, им требуется определенный период адаптации. В случае с дуальным обучением, этот период сокращается до минимума. Также ученику в период прохождения практики выплачивается зарплата. Работая с дуальщиками, предприятие готовит для себя перспективных специалистов. Смотрим, как материал усваивает, на личностные качества ученика, умения сработаться с коллективом, и показать себя в деле. Сама практика состоит из двух частей – практических занятий, когда наставник показывает, как делать, и уже непосредственно практики. Когда студенту поручают самому что-то делать. Работа с наставником включает частично и теорию непосредственно по профессии. Ведь те знания, которыми может поделиться опытный специалист, не найдешь ни в одном учебнике».

Ирина СЕРГЕЕВА,
фото Полины СУВОРОВОЙ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тоже интересно!

Два процесса – один месяц: монтажники Днепровского ускорили подготовку разрезной печи

Два процесса – один месяц: монтажники Днепровского ускорили подготовку разрезной печи

Грамотная организация процессов и целеустремленность коллектива участка монтажно-демонтажных работ (МДР) ШУ Днепровское позволили шахтерам в …

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: