Среда , 22 Август 2018
Главная / Новости / Машиниста подъема, как и водителя, можно узнать по стилю управления машиной

Машиниста подъема, как и водителя, можно узнать по стилю управления машиной

В Украине десятки тысяч шахтеров добывают уголь, благодаря которому в наших домах тепло и светло. Обеспечить бесперебойный процесс извлечения из недр земли «черного золота» непросто. В этом деле, кроме упорного труда, необходимы смекалка, профессионализм всех сотрудников и, конечно же, новейшее оборудование. Вот почему предприятия ДТЭК Павлоградуголь представляют собой сложнейшие механизмы с развитой инфраструктурой, оснащенные самым современным оборудованием. За каждую операцию отвечает отдельное подразделение.
Об одном из них мы и расскажем в этой статье. Знакомьтесь: сотрудники участка стационарного оборудования № 1 (подъема) шахты Павлоградской одноименного шахтоуправления ДТЭК.

07:00. Прибыв на подъем шахты Павлоградской, мне пришло в голову воспоминание из школьных лет.
Наш учитель физики не раз повторял, обращаясь к рассеянным ученикам: «Будешь постоянно смотреть в окно, никогда не найдешь приличную работу и не заработаешь денег».
«В этом случае преподаватель Александр Ильич оказался не прав», – подумала я с улыбкой, зайдя в кабину машиниста подъема. Здесь меня приветливо встретила Наталья Боровая, специалист с 18-летним стажем. Ее работа – управлять подъемной машиной.
А «улыбнуло» меня то, что за процессом подъема скипа она следит через большое окно кабины, в которой находится практически всю смену. В кабине расположены множество самых разных датчиков и рычагов управления.
Во время нашего общения Наталья практически не отвлекается от работы.

Наталья Боровая, машинист угольно-подъемной машины
Наталья Боровая, машинист угольно-подъемной машины

Она поднимает и опускает скипы, и внимательно наблюдает за барабаном подъемной машины.
Этот барабан напоминает огромную катушку с нитками. Вот только вместо нити на большой железный конус намотан толстый канат, который может выдержать вес в десятки тонн.
Крепко зажав рычаг управления, Наталья следит, чтобы канат попадал точно в предназначенные для этого ложбины.
Иначе, если он ляжет внахлест, а потом соскользнет – скип сильно встряхнет. Тогда моментально сработает автоматическая защита и включатся аварийные тормоза. А также это может привести к серьезной аварии (порыву каната).
«Наш день начинается с осмотра машин, – раскрывает особенности работы Наталья. – Проверяем рабочие и предохранительные тормоза, легкость хода рукояток, зазор между тормозными колодками, исправность тяг, наличие смазки в шарнирных соединениях тормозного устройства и т. д.
Во время подъема или спуска скипа, помимо каната, я должна успевать следить за другими сигналами. Держать под контролем количество масла в редукторе. Знать о состоянии соединительных муфт и т. п. Быть начеку.
Кстати, во время работы нам запрещено даже руку с рукоятки убирать. Нужно быть внимательной, ведь на кону безопасность людей и бесперебойная работа всего предприятия!»
Таких кабин, как та, в которой работает моя собеседница, на подъеме четыре. Из двух управляют подъемом скипов с углем и породой. Еще из двух – подъемом с людьми и грузами.

Подъем – позитивное слово, как и люди, которые здесь трудятся

09:00. После общения с машинистом, начальник участка Сергей Пономаренко показал мне остальные «владения» УСО-1.
Во время экскурсии признался, что за 10 лет работы по-настоящему «прикипел» к участку и коллективу.
«Правильно наш участок называется – участок стационарного оборудования (УСО). Хотя в народе прижилось – подъем. А нам так тоже больше нравится. Позитивное слово (смеется), как и люди, которые здесь трудятся. Всего у нас работает 58 человек. 22 слесаря – мужчины. Остальные женщины. И знаете, технических знаний у прекрасной половины нашего участка не меньше, чем у мужчин», – отмечает Сергей Григорьевич.

Сергей Пономаренко, начальник участка стационарного оборудования № 1
Сергей Пономаренко, начальник участка стационарного оборудования № 1

И, правда, знаний здешним специалистам не занимать. Каждый из них с техникой на «ты».
Ежегодно, несмотря на количество отработанных лет, машинисты сдают экзамены по профессии и относятся к этому со всей ответственностью.
«Кому-то может показаться смешным, что взрослые тети и дяди каждый год сдают экзамены, но на самом деле, это очень серьезно. Мы, как студенты, готовимся к традиционным проверкам наших знаний. Не спим ночей, повторяем ответы на билеты и, конечно, переживаем.
Здесь не школа и не институт, списать не получится. Ты отвечаешь один перед компетентной комиссией из пяти человек. И то, о чем рассказываешь, должен знать, как «Отче наш». Ведь от наших знаний зависят, прежде всего, жизни людей, наших коллег», – говорит машинист грузоподъемной машины Александра Терещенко. – Такая же ситуация и с медицинской комиссией.
Наше физическое состояние проверяют очень внимательно. Зрение, нервную и сердечно-сосудистую системы. Здоровье должно быть железным, как у космонавта! Так и работаем – от экзамена до экзамена. От медкомиссии до медкомиссии».

Машинист подъема, как королева в Англии, ее просто так не заменишь

Александра добавила, что, по ее мнению, каждый машинист должен сознательно повышать свою квалификацию. Расслабляться и думать, что все знаешь и помнишь – нельзя.
Нельзя нервничать. Что бы ни произошло дома, все проблемы сотрудники УСО оставляют за порогом подъема. Сосредоточенность на работе должна быть полная!
Смена машиниста длится 8 часов. График плавающий. В месяц выходит 19-20 смен.

Александра Терещенко, машинист породной машины
Александра Терещенко, машинист породной машины

«Если заболела машинист грузо-людской машины, я не могу заменить ее специалистом даже смежной профессии, например, машинистом породного подъема. Ведь у каждой машины свои свойства и особенности, и в них нужно хорошо разбираться.
И чтобы допустить к управлению тем или иным подъемом даже готового специалиста, его нужно месяц стажировать! А если человек пришел к нам впервые после курсов, еще год он практикуется под присмотром наставников. На эту тему между собой шутим, что машинист подъема, как королева в Англии, ее просто так не заменишь.
Да и подъемная машина посложнее, чем легковой автомобиль будет, а ведь даже к нему нужно привыкнуть. И к тому же, у нас здесь нет сотрудников ГАИ, которые контролировали бы скорость движения. Каждый машинист отвечает за себя и за людей, которых перемещает», – добавляет Сергей Григорьевич.

Сергей Назаренко, бригадир УСО-1
Сергей Назаренко, бригадир УСО-1

Хочется отметить, что на подъеме шахты Павлоградской светло и чисто. Сотрудницы сами следят за порядком и создают уют. Повсюду живые цветы. Они подчеркивают красоту тех, кто за ними ухаживает.
«Техника на участке постоянно обновляется. Так, в 2013 г. были заменены на новые вакуумные контакторы SIЕMENS. На старых контакторах происходили технические сбои, что отражалось на производительности шахты в целом», – говорит начальник.
Теперь же, с новыми немецкими вакуумными контакторами SIЕMENS на участке свелись к минимуму аварийные отказы.
Система полностью компьютеризирована. В кабинах на мониторах отражаются процессы спусков и подъемов каждого скипа.

У каждой машинистки свой стиль

«Когда я пришла, в 2008 г, все машины работали еще в ручном режиме, автоматики не было, – вспоминает Наталья Боровая. – Научиться ими управлять было непросто, но мне показывали пример опытные наставницы – Нила Маймулина и Татьяна Мартыненко. Мудрые женщины, которые отработали здесь по 30 лет и более.
Первое, что мне сказала Нила Васильевна: «Наблюдай внимательно, как работают наши специалисты. Все работают по-разному. У каждой свой стиль. Но никого не копируй, вырабатывай свой».
Я сначала не понимала: как так? Одни кнопки, одни рычаги… Как можно работать по-разному?
А потом присмотрелась – действительно! У каждой свой стиль управления. И что самое удивительное, по каким-то, свойственным только ей признакам управления, машинистку узнают даже шахтеры и рукоятчицы, которые принимают скип под землей. Чем не творчество? (смеется)».
Так, в общении с этими интересными людьми незаметно для меня закончилась их рабочая смена.

Сергей Назаренко, бригадир УСО-1
Петр Садуненко, инженер Павлоградского пуско-наладочного предприятия

15:00. На-гора поднято 75 скипов угля, 40 скипов породы и 20 клетей с людьми. По-прежнему, везде чистота и порядок. Машины после осмотра во время пересменки готовы работать дальше. Машинистки, которые сдали смену коллеге, спешат по домам, где их ждут семьи.

Николай Бурдовицын, механик УСО-1
Николай Бурдовицын, механик УСО-1

Девушки говорят, что нагрузка всегда разная. Иногда, придя домой с работы, хватает сил еще часик похлопотать по хозяйству, а иногда – с порога – в кровать. Отсыпаться.
Ведь к следующей смене им нужно быть в отличной форме, чтобы шахтеры могли полноценно добывать уголь в Западном Донбассе, и страна была обеспечена топливом, благодаря которому в домах миллионов украинцев всегда светло и тепло.

Кстати
Первые рудничные подъемные устройства в горном деле имели примитивную конструкцию – имели вид деревянных воротов с вертикально или горизонтально расположенными барабанами, приводимыми в движение физической силой людей или животных.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Тоже интересно!

Помоги собрать ребенка в школу!

Помоги собрать ребенка в школу!

Социальные службы Павлограда объявляют благотворительную акцию ко Дню Знаний «Собери ребенка в школу», и обращаются к жителям города с просьбой помочь семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. На базе Павлоградского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи (г. Павлоград, ул. Соборная, 42 а) идет сбор канцтоваров, школьной формы (новой или ношенной), обуви, портфелей и других школьных принадлежностей для ребят из малообеспеченных семей.

7
Комментарии

avatar
3 Comment threads
4 Thread replies
2 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
2 Comment authors
ОльгаАнтонинаАлександраРитаЯночка Recent comment authors
  Подписаться  
Уведомление о
Димон
Димон

отличный коллектив профессионалов, чья работа ценится и уважается всеми, кто понимают ее значение

Александра
Александра

Спасибо вам за поддержку. Для нас это важно.

Ольга
Ольга

Наши ребята- лицо компании. Которые со своей работой справляются на “отлично”

Яночка
Яночка

А у нас по другому и невозможно. У нас каждый работает на совесть )

Ольга
Ольга

В этом вы правы. Главное, что наш труд ценят и уважают.

Рита
Рита

Не каждой женщине такая работа под силу. Вы молодцы)

Антонина
Антонина

Вы знаете, когда работа ценится, когда уважают сотрудники и руководство. То под силу – всё )

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: