Среда , 29 Январь 2020
Главная / Новости / Машиниста подъема, как и водителя, можно узнать по стилю управления машиной

Машиниста подъема, как и водителя, можно узнать по стилю управления машиной

В Украине десятки тысяч шахтеров добывают уголь, благодаря которому в наших домах тепло и светло. Обеспечить бесперебойный процесс извлечения из недр земли «черного золота» непросто. В этом деле, кроме упорного труда, необходимы смекалка, профессионализм всех сотрудников и, конечно же, новейшее оборудование. Вот почему предприятия ДТЭК Павлоградуголь представляют собой сложнейшие механизмы с развитой инфраструктурой, оснащенные самым современным оборудованием. За каждую операцию отвечает отдельное подразделение.
Об одном из них мы и расскажем в этой статье. Знакомьтесь: сотрудники участка стационарного оборудования № 1 (подъема) шахты Павлоградской одноименного шахтоуправления ДТЭК.

07:00. Прибыв на подъем шахты Павлоградской, мне пришло в голову воспоминание из школьных лет.
Наш учитель физики не раз повторял, обращаясь к рассеянным ученикам: «Будешь постоянно смотреть в окно, никогда не найдешь приличную работу и не заработаешь денег».
«В этом случае преподаватель Александр Ильич оказался не прав», – подумала я с улыбкой, зайдя в кабину машиниста подъема. Здесь меня приветливо встретила Наталья Боровая, специалист с 18-летним стажем. Ее работа – управлять подъемной машиной.
А «улыбнуло» меня то, что за процессом подъема скипа она следит через большое окно кабины, в которой находится практически всю смену. В кабине расположены множество самых разных датчиков и рычагов управления.
Во время нашего общения Наталья практически не отвлекается от работы.

Наталья Боровая, машинист угольно-подъемной машины
Наталья Боровая, машинист угольно-подъемной машины

Она поднимает и опускает скипы, и внимательно наблюдает за барабаном подъемной машины.
Этот барабан напоминает огромную катушку с нитками. Вот только вместо нити на большой железный конус намотан толстый канат, который может выдержать вес в десятки тонн.
Крепко зажав рычаг управления, Наталья следит, чтобы канат попадал точно в предназначенные для этого ложбины.
Иначе, если он ляжет внахлест, а потом соскользнет – скип сильно встряхнет. Тогда моментально сработает автоматическая защита и включатся аварийные тормоза. А также это может привести к серьезной аварии (порыву каната).
«Наш день начинается с осмотра машин, – раскрывает особенности работы Наталья. – Проверяем рабочие и предохранительные тормоза, легкость хода рукояток, зазор между тормозными колодками, исправность тяг, наличие смазки в шарнирных соединениях тормозного устройства и т. д.
Во время подъема или спуска скипа, помимо каната, я должна успевать следить за другими сигналами. Держать под контролем количество масла в редукторе. Знать о состоянии соединительных муфт и т. п. Быть начеку.
Кстати, во время работы нам запрещено даже руку с рукоятки убирать. Нужно быть внимательной, ведь на кону безопасность людей и бесперебойная работа всего предприятия!»
Таких кабин, как та, в которой работает моя собеседница, на подъеме четыре. Из двух управляют подъемом скипов с углем и породой. Еще из двух – подъемом с людьми и грузами.

Подъем – позитивное слово, как и люди, которые здесь трудятся

09:00. После общения с машинистом, начальник участка Сергей Пономаренко показал мне остальные «владения» УСО-1.
Во время экскурсии признался, что за 10 лет работы по-настоящему «прикипел» к участку и коллективу.
«Правильно наш участок называется – участок стационарного оборудования (УСО). Хотя в народе прижилось – подъем. А нам так тоже больше нравится. Позитивное слово (смеется), как и люди, которые здесь трудятся. Всего у нас работает 58 человек. 22 слесаря – мужчины. Остальные женщины. И знаете, технических знаний у прекрасной половины нашего участка не меньше, чем у мужчин», – отмечает Сергей Григорьевич.

Сергей Пономаренко, начальник участка стационарного оборудования № 1
Сергей Пономаренко, начальник участка стационарного оборудования № 1

И, правда, знаний здешним специалистам не занимать. Каждый из них с техникой на «ты».
Ежегодно, несмотря на количество отработанных лет, машинисты сдают экзамены по профессии и относятся к этому со всей ответственностью.
«Кому-то может показаться смешным, что взрослые тети и дяди каждый год сдают экзамены, но на самом деле, это очень серьезно. Мы, как студенты, готовимся к традиционным проверкам наших знаний. Не спим ночей, повторяем ответы на билеты и, конечно, переживаем.
Здесь не школа и не институт, списать не получится. Ты отвечаешь один перед компетентной комиссией из пяти человек. И то, о чем рассказываешь, должен знать, как «Отче наш». Ведь от наших знаний зависят, прежде всего, жизни людей, наших коллег», – говорит машинист грузоподъемной машины Александра Терещенко. – Такая же ситуация и с медицинской комиссией.
Наше физическое состояние проверяют очень внимательно. Зрение, нервную и сердечно-сосудистую системы. Здоровье должно быть железным, как у космонавта! Так и работаем – от экзамена до экзамена. От медкомиссии до медкомиссии».

Машинист подъема, как королева в Англии, ее просто так не заменишь

Александра добавила, что, по ее мнению, каждый машинист должен сознательно повышать свою квалификацию. Расслабляться и думать, что все знаешь и помнишь – нельзя.
Нельзя нервничать. Что бы ни произошло дома, все проблемы сотрудники УСО оставляют за порогом подъема. Сосредоточенность на работе должна быть полная!
Смена машиниста длится 8 часов. График плавающий. В месяц выходит 19-20 смен.

Александра Терещенко, машинист породной машины
Александра Терещенко, машинист породной машины

«Если заболела машинист грузо-людской машины, я не могу заменить ее специалистом даже смежной профессии, например, машинистом породного подъема. Ведь у каждой машины свои свойства и особенности, и в них нужно хорошо разбираться.
И чтобы допустить к управлению тем или иным подъемом даже готового специалиста, его нужно месяц стажировать! А если человек пришел к нам впервые после курсов, еще год он практикуется под присмотром наставников. На эту тему между собой шутим, что машинист подъема, как королева в Англии, ее просто так не заменишь.
Да и подъемная машина посложнее, чем легковой автомобиль будет, а ведь даже к нему нужно привыкнуть. И к тому же, у нас здесь нет сотрудников ГАИ, которые контролировали бы скорость движения. Каждый машинист отвечает за себя и за людей, которых перемещает», – добавляет Сергей Григорьевич.

Сергей Назаренко, бригадир УСО-1
Сергей Назаренко, бригадир УСО-1

Хочется отметить, что на подъеме шахты Павлоградской светло и чисто. Сотрудницы сами следят за порядком и создают уют. Повсюду живые цветы. Они подчеркивают красоту тех, кто за ними ухаживает.
«Техника на участке постоянно обновляется. Так, в 2013 г. были заменены на новые вакуумные контакторы SIЕMENS. На старых контакторах происходили технические сбои, что отражалось на производительности шахты в целом», – говорит начальник.
Теперь же, с новыми немецкими вакуумными контакторами SIЕMENS на участке свелись к минимуму аварийные отказы.
Система полностью компьютеризирована. В кабинах на мониторах отражаются процессы спусков и подъемов каждого скипа.

У каждой машинистки свой стиль

«Когда я пришла, в 2008 г, все машины работали еще в ручном режиме, автоматики не было, – вспоминает Наталья Боровая. – Научиться ими управлять было непросто, но мне показывали пример опытные наставницы – Нила Маймулина и Татьяна Мартыненко. Мудрые женщины, которые отработали здесь по 30 лет и более.
Первое, что мне сказала Нила Васильевна: «Наблюдай внимательно, как работают наши специалисты. Все работают по-разному. У каждой свой стиль. Но никого не копируй, вырабатывай свой».
Я сначала не понимала: как так? Одни кнопки, одни рычаги… Как можно работать по-разному?
А потом присмотрелась – действительно! У каждой свой стиль управления. И что самое удивительное, по каким-то, свойственным только ей признакам управления, машинистку узнают даже шахтеры и рукоятчицы, которые принимают скип под землей. Чем не творчество? (смеется)».
Так, в общении с этими интересными людьми незаметно для меня закончилась их рабочая смена.

Сергей Назаренко, бригадир УСО-1
Петр Садуненко, инженер Павлоградского пуско-наладочного предприятия

15:00. На-гора поднято 75 скипов угля, 40 скипов породы и 20 клетей с людьми. По-прежнему, везде чистота и порядок. Машины после осмотра во время пересменки готовы работать дальше. Машинистки, которые сдали смену коллеге, спешат по домам, где их ждут семьи.

Николай Бурдовицын, механик УСО-1
Николай Бурдовицын, механик УСО-1

Девушки говорят, что нагрузка всегда разная. Иногда, придя домой с работы, хватает сил еще часик похлопотать по хозяйству, а иногда – с порога – в кровать. Отсыпаться.
Ведь к следующей смене им нужно быть в отличной форме, чтобы шахтеры могли полноценно добывать уголь в Западном Донбассе, и страна была обеспечена топливом, благодаря которому в домах миллионов украинцев всегда светло и тепло.

Кстати
Первые рудничные подъемные устройства в горном деле имели примитивную конструкцию – имели вид деревянных воротов с вертикально или горизонтально расположенными барабанами, приводимыми в движение физической силой людей или животных.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Тоже интересно!

Що робити, якщо згорiв лiчильник

Якщо ви виявили, що лічильник (прилад обліку) не працює, плавиться або димить, необхідно негайно звернутися до ДТЕК Дніпровські електромережі для його заміни. Спалений лічильник - це ризик відключення електроенергії, обліку некоректних показань і загроза короткого замикання, що може призвести до пожежі.

7 комментариев

  1. отличный коллектив профессионалов, чья работа ценится и уважается всеми, кто понимают ее значение

  2. Наши ребята- лицо компании. Которые со своей работой справляются на “отлично”

    • А у нас по другому и невозможно. У нас каждый работает на совесть )

      • В этом вы правы. Главное, что наш труд ценят и уважают.

  3. Не каждой женщине такая работа под силу. Вы молодцы)

    • Антонина

      Вы знаете, когда работа ценится, когда уважают сотрудники и руководство. То под силу – всё )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: