Суббота , 15 Май 2021
Главная / Новости / «Подземный водитель» должен иметь «холодную голову»

«Подземный водитель» должен иметь «холодную голову»

Александр Тамаров – бригадир машинистов электровозов подземных на участке ВШТ-1 в ДТЭК ШУ Терновское – из тех людей, которые видят в своей работе не просто материальную стабильность, но также призвание и романтику. Вот уже почти 25 лет он управляет огромной и серьезной махиной – подземным электровозом – и успешно обучает этому молодежь.

Не собирался продолжать династию

Любовь к шахтерскому делу пришла к нашему герою не сразу. Он решил изменить семейную традицию и сначала пошел другим путем.
«Родился я в 1975 году в Волгоградской области, в обычной семье: мать и отец работали в местном
ДОСААФ. Через три года после моего рождения, мы переехали в Донецкую область, в Макеевку. Там жили родители мамы. Весь род по маминой линии был шахтерский: дедушки, дяди работали на угольных предприятиях. А вот я не хотел идти на шахту, – вспоминает Александр Тамаров. – После школы окончил училище, получил специальность автослесаря с правом управления автомобилем. И устроился в Донецкий автобусный парк. Работал мотористом по дизельным двигателям: ремонтировал «Икарусы». Очень нравились эти мощные машины!»
Затем Александр отслужил в армии. А после службы оказалось, что возвращаться на работу некуда: СССР распался, автопарк передали в частные руки и перспектив там не было.
«Дядя предложил поехать к родственникам в Павлоград, посмотреть как там живут люди. Мне понравился этот спокойный шахтерский город, отличавшийся от шумных мегаполисов, – делится Александр. – Здесь я познакомился с прекрасной девушкой Оксаной. В 1995 г. мы создали с ней семью и поселились в Терновке».
Сначала Александр хотел идти по выбранной стезе – устроился на автобазу № 7 водителем. Но с транспортом тогда было туго, молодому сотруднику поставили условие: если отремонтируешь поломанную машину – сможешь на ней ездить. Александр авто починил, но машину ему так и не дали.

«Будешь у нас «подземным водителем»

«Тогда мой тесть, который работал в шахтостроительном управлении, сказал, мол, хватит метаться, пойдем устраиваться на шахту. И привел меня на «Западно-Донбасскую». Директором ее в то время был Юрий Халимендик, – рассказывает шахтер. – Юрий Михайлович расспросил: служил ли я в армии, есть ли у меня какая-то специальность? Ответил, что да, служил, а сам я водитель-автослесарь. Тогда он похлопал меня по плечу, как сейчас помню, сказал: «Будешь у нас подземным водителем». И отправил меня на ВШТ».
13 ноября 1995 года Александра Тамарова зачислили в штат участка, который стал родным для шахтера на долгие годы.
«Я понятия не имел, что такое шахтный транспорт, вообще не разбирался в горняцких профессиях, – признается Александр. – Начинал с азов: учеником горнорабочего, горнорабочим, работал на «подрывке». А потом выучился на машиниста электровоза и понял, кто это такой «подземный водитель».

Три важных человека

Как и всем новичкам, новоиспеченному машинисту электровоза поначалу было трудно. На помощь пришли старшие коллеги.
«Моим наставником был Евгений Слинько. Он всю жизнь отработал машинистом электровоза, потом, когда здоровье не позволяло, перешел машинистом подземных установок. Работал буквально до последнего дня своей жизни, – говорит Александр. – Еще один профессионал, который меня все время учил, подсказывал – Евгений Марков. Он тоже навсегда в моей памяти. Когда я пришел в звено, нашим звеньевым был Игорь Машковский. Сейчас он на пенсии, мы до сих пор видимся, он интересуется жизнью участка. Вот это три главных человека, которые передали мне весь свой опыт».

«Ты работать хочешь?»

В 2010 г. Александр Владимирович стал бригадиром машинистов и сам стал наставлять молодежь.
«До этого я пять лет был звеньевым. Наш начальник участка (тогда это был Роман Бабин) увидел во мне перспективу и предложил: «Попробуй!» Коллектив в меня поверил, и с тех пор я бригадирствую», – улыбается Александр Тамаров.
Примерно в это же время он начал участвовать в программе наставничества, действующей в ДТЭК Энерго.
«Прошел я специальные курсы в учебно-курсовом комбинате, и стал выполнять поставленную передо мной задачу: воспитывать смену, – рассказывает бригадир. – Когда ко мне приходит молодой человек, к примеру, после училища, я сразу спрашиваю: «Ты работать хочешь?» Если человек говорит «да», и я вижу, что он действительно уверен в своем выборе, то вкладываю в него все свои знания, раскрываю все тонкости нашей профессии».

«Железо можно выровнять, а человеческую жизнь не исправишь»

По мнению опытного шахтера, очень важно, чтобы молодой сотрудник осознавал ответственность и опасность своей профессии.
«Всегда говорю молодежи: «Работайте с «холодной головой». Шахтный транспорт – это движущиеся машины и механизмы, здесь не должно быть никакого лихачества. На вас – огромная ответственность. Самое важное – перевозка работников. Ведь люди – это главная ценность компании. Железо можно выровнять, а человеческую жизнь не исправишь, – говорит наставник. – Машинист электровоза подземный обязан трезво оценивать всю ситуацию и уметь принимать мгновенные решения. К сожалению, некоторые относятся легкомысленно к работе, не осознают, насколько все серьезно. Мне врезались в память слова преподавательницы УКК о том, что наша специальность – вторая по опасности после ГРОЗов».

Александр Тамаров (на фото справа) с женой Оксаной и детьми Антоном и Анастасией.

«Толковые машинисты получаются из сельских ребят»

Чтобы управлять такой огромной машиной, как подземный электровоз, нужны определенные навыки.
«Толковые машинисты часто получаются из ребят из сельской местности, из тех, кто живет в своем доме, сталкивается с техникой, кто управляет механизмами. Не просто водит машину, а может именно разобраться в технике, – делится опытом наставник. – Вот, например, Иван Глебов из села Новая Дача был у меня учеником. Очень перспективный. Пришел парень совсем «зеленый», начал все схватывать, расти. Хорошим учеником был Алексей Северинов, сейчас он звеньевой на нашем участке. Вообще, хочется, чтобы молодежь шла в нашу профессию, чтобы у нас была достойная смена. Тем более, что в ДТЭК уделяют внимание модернизации техники, новые машины оснащены компьютерами, ими легче управлять».
Кстати, сын нашего героя, Антон, в отличие от отца, сразу решил продолжать шахтерскую династию. Сейчас он тоже трудится на ВШТ-1 электрослесарем подземным. Дочка Анастасия выбрала себе профессию юриста, планирует получать высшее образование по этому направлению. Жена Оксана работает машинистом по стирке спецодежды в банно-прачечном комплексе на шахте «Самарская».

«Этим нужно просто «заболеть»

Александр Тамаров говорит, что любовь к профессии может возникнуть, даже если изначально о ней не мечтаешь.
«Когда ты управляешь восьмитонной машиной, которая движется под землей, везет лесоматериалы на добычной участок, порожние вагоны в проходку… Тебе дует в лицо струя воздуха, ты в это момент осознаешь, что делаешь свой немалый вклад в добычу угля, в благосостояние наших рабочих, в энергетическую безопасность страны… Это сложно объяснить словами, этим нужно просто «заболеть». Сейчас могу с уверенностью сказать, что люблю свое дело. А всем коллегам хочу пожелать крепкой кровли над головой и ровного профиля рельсового пути».

Ирина СЕРГЕЕВА

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тоже интересно!

IMG_20210412_144408

Стайер в генеральской должности

К 90-летию со дня рождения Евгения Пономарева Поколение, свершившее строительство и развитие Западного Донбасса, уходит. …

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: